Меню
«Практика сказочной песочная терапии при работе
с детьми с ОВЗ»
Курс повышения квалификации института практической психологии Иматон (г. Санкт-Петербург) в рамках благотворительного проекта «Песочный импульс: внедрение современных практик песочной терапии в учреждениях профилактики сиротства Томской области»
Паспорт программы
  • 1
    На кого
    ориентирована?
    На специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями: психологов, дефектологов, логопедов, педагогов, реабилитологов, воспитателей, социальных педагогов
  • 2
    Каков объем курса повышения квалификации?
    180 часов. Из них 80 часа — онлайн лекции, 100 часов — практика, интервизии, подготовка квалификационной
    работы.
  • 3
    Какова продолжительность программы?
    Девять месяцев. Старт в сентябре 2023 года, окончание в мае 2024. Лекционная нагрузка: один двухдневный лекционный модуль в месяц продолжительностью 10 часов (по пять часов в день, включая перерывы).
  • 4
    Что кроме лекций?
    Поддерживающий телеграм-канал: разбор кейсов, обмен опытом. Интервизиионные встречи с коллегами в Томске. Помощь с организацией практических занятий в учреждениях социальной сферы Томска или социально-значимых НКО.
  • 5
    Какой документ дается по завершении курса?
    Сертификат о прохождении курса повышения квалификации установленного образца института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург).
  • 6
    Почему программа благотворительная?
    Курс является частью проекта, реализующегося на территории Томской области при поддержки Фонда президентских грантов. За счет этого для специалистов из Томска и для клиентов томской компании УТС (партнер проекта, производитель интерактивных песочниц) на обучение устанавливаются льготные цены.

Формат обучения

  • Курс повышения квалификации предполагает проведение обучающих сессий в очном режиме с элементами дистанционных технологий. Слушатели курса распределяются по учебным группам по 5-10 человек. И участвуют в онлайн модулях, собираясь совместно на базе партнерских учреждений проекта.
  • У каждой группы будет координатор, организующий ее работу. В учреждениях будут оборудованы большие экраны или проекторы для просмотра учебного эфира, а также доступны песочницы для выполнения упражнений в рамках сессии.
  • Обучающий специалист ведет учебные модули онлайн, активно задействуя возможности живого общения и партнерских площадок: предлагает вопросы для обсуждения; инициирует внутри группы обмен опытом, впечатлениями, точками зрения; предлагая участникам во время модуля выполнить упражнения на имеющемся в учреждениях песочном оборудовании.
  • Практический блок курса предполагает самостоятельную работу участников с детьми с использованием песочницы любого типа. Обязательно ведение журнала динамики и выполнение выпускной квалификационной работы с разбором собственной практики в письменном виде.
  • Прохождение практики в рамках обучения возможно как по месту работы, так и на базе одного из учреждений-партнеров курса. При необходимости координаторы программы подберут Вам подходящую организацию. В рамках курса также предусмотрена работа поддерживающего телеграмм-канала и интервизионные встречи.
  • В рамках курса также будет вестись поддерживающий телеграм-канал, в котором можно будет задать вопрос ведущей курса или обменяться мнением с коллегами. Также курс предполагает проведение интервизионных встреч в очном и онлайн форматах, цель которых — разбор случаев из практики и обмен опытом между участниками обучения.


На чем практикуемся?
Курс позволяет освоить с нуля классические песочные инструменты — юнгианскую и световую песочницу. Программа построена таким образом, что каждый участник курса сможет адаптировать возможности работы с песком под свои задачи. Изюминкой курса является возможность освоить работу интерактивной песочницы, сочетающей работу с песком с технологиями дополненной реальности. Часть организаций, на базе которых будут проходить учебные модули, оснащены такими устройствами.
Юнгианская песочница
Световая песочница
Интерактивная песочница
Ведущая курса
Татьяна Грабенко

кандидат педагогических наук, педагог-психолог, сурдопедагог, преподаватель института практической психологии «Иматон» (г. Санкт-Петербург). Один из ведущих российских обучающих тренеров по песочным техникам, автор книг и пособий по сказочной песочной терапии.


  • Портфолио в «Психологической газете»
  • Изданные книги в издательстве «Лабиринт»
  • Обучающая программа в институте практической психологии «Иматон»
  • В 2012-2014 года руководитель проектирования режимов дополненной реальности интерактивной песочницы ISandBox, выпускаемой научно-производственной компании УТС (г. Томск)
Блок 1

1.Теория и методика сказочной песочной терапии

2.Организация песочных игр

3.Символизм песочных картин

4.Стратегии песочного сказкотерапевта

5 Методика организации игрового процесса:

6.Обзор режимов интерактивной песочницы, практикум ее использования в различных психолого-педагогических процессах

8.Задания для самостоятельной работы

Блок 2
  1. Игра как диагностический метод
  2. Выбор средств, направленных на исследование особенностей сенсорно-персептивной сферы, психомоторной сферы, когнитивной сферы, эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы, креативной сферы, сферы нравственных ориентаций.
  3. Диагностика с использованием песочного комплекса
  4. Кейсы диагностического формата консультирования.
  5. Задания для самостоятельной работы.
Блок 3
  1. Виды стрессов и особенности их проживания.
  2. Травматический стресс и этапы его развития.
  3. Диагностические методы исследования травматического стресса и его последствий (ПТСР)
  4. Игровые методы проживания стресса на определенных его этапах.
  5. Работа над преодолением ПТСР в интерактивной и классической песочницах.
  6. Задания для самостоятельной работы.
Команда курса
  • Галина Терентьева
    председатель томского отделения РДФ, руководитель проекта «Внедрение современных практик песочной терапии в учреждениях профилактики сиротства Томской области»
  • Ирина Ерина
    член общественной палаты Томской области, действующий федеральный эксперт в сфере образования
  • Евгений Тукешев
    комьюнити менеджер компании УТС, модератор онлайн групп курса повышения квалификации
  • Софья Гуревич
    психолог-методист, координатор научно-исследовательского направления курса повышения квалификации
  • Илья Петров
    специалист по социальному проектированию томского отделения РДФ, координатор организации стажировок курса повышения квалификации
  • Марина Понамарева
    руководитель НЧУДО «Ступени», координатор курса по взаимодействию с партнерами
Вопрос-ответ
С какими видами песочниц можно научиться работать на курсе?
Курс универсальный и даст возможность работать с любыми видами песочниц: юнгианской, песочницами, терапевтической. Часть учреждений партнеров, выступающих в роли образовательных площадок, оборудованы современными интерактивными песочницами. Обучение — хорошая возможность познакомиться с этим инструментом и опробовать его возможности на практике.
Какие онлайн сервисы будут нужны для участия в курсе?
Координация программы будет вестись через Telegramm, онлайн эфиры с рабочими группами будут идти в Zoom.
Можно ли участвовать в модулях, не приезжая на живые группы?
Нежелательно в первую очередь для Вас. Формат обучения предполагает активную работу в живых группах. Находясь за ее пределами, вы не сможете участвовать в этом блоке обучения. Соответственно Вы упустите существенную часть обучающего материала.
У меня нет возможности пройти практику на работе. Какие учреждения вы сможете предложить?
В учреждениях, подведомственных департаменту по вопросам семьи и детей (список), в социально-ориентированных и благотворительных организациях (список), в детских садах и школах Томской области (список уточняется). По запросу участника координаторы могут запросить возможность прохождения практики в любом учреждении Томской области.
У меня нет возможности пройти практику на работе. Какие учреждения вы сможете предложить?
Для прохождения практического блока занятий можно будет выбрать одно из детских учреждений, подведомственных департаменту по вопросам семьи и детей (список). Координаторы программы помогут вам выбрать учреждение в соответствии с вашим профилем, уровнем подготовки и профессиональными интересами.
Организаторы и партнеры курса