Меню
Работа с Пашей: «Хранитель Галактики, Колобок и Библия»
Татьяна Смакотина
Педагог-психолог службы сопровождения приемных и кризисных семей Центра реабилитации детей и подростков с ОВЗ г. Северска

Описание случая
Семья — мама и мальчик 10 лет Павел Ш.(имя ребенка изменено). Семья состоит на учете в органах Опеки и попечительства. Родители в разводе. Отец до весны 2024 года находился в местах заключения, весной умер. Мальчик общался с отцом, знает о его смерти. Мать ребенка часто меняла мужчин, которые жили с ней и Павлом. На момент работы с мальчиком с ними проживал мужчина, с которым у ребенка сложились хорошие взаимоотношения. Его мама планирует выйти за него замуж. У мальчика много родственников: тети и дяди, двоюродные сестры и братья, бабушки и дедушки, с которыми мама и ребенок тесно общаются. Мальчик состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних. Ребенок, со слов матери, нарушал режим дня, убегал из дома в ночное время, крал продукты в магазинах с компанией. За проступки мать наказывала сына: ругала, вводила различные ограничения, но ситуация не улучшилась. В школе мальчик относится к числу неуспевающих по основным предметам, а также был склонен к агрессивному поведению — дрался. В связи с этим по решению психолого-медико-педагогической комиссии Паша с третьего класса находится на индивидуальном обучении. Физически хорошо развит, хотя внешне выглядит младше своих одноклассников. Запрос на работу психолога с ребенком поступил от куратора случая. Паша и сам говорил, что нуждается в поддержке и помощи. С мальчиком был проведен цикл еженедельных индивидуальных занятий с психологом в течение трех месяцев с использованием интерактивной песочницы.
Диагностика
Занятие на интерактивной песочнице
Для начальной диагностики использовался тест Кеттела — детский вариант для мальчиков. По его результатам было выявлено, что у ребенка преобладает доминантный тип личности. Он стремится к лидерству, упорный и настойчивый, способен быть организатором. Сдержан в проявлении эмоций, прагматичен, чувствителен к иронии и насмешкам, не приемлет унижения, очень чувствителен к критике. Инстинкт самосохранения слабо выражен. Любознателен, стремится во всем добираться до сути, склонен
к творчеству. Паша тревожен — в особенности проявлены страх быть наказанным и обвиненным. Склонен к самообвинениям. Стремится выставить себя напоказ. Диагностика по методу сказочной песочной терапии: мальчик находится на этапах сказочного сюжета «Дорога» и «Встреча с провокаторами и помощниками», а значит ему необходимо преодолеть ловушки, в которых он оказался — чувства собственного бессилия и невежества, а также избавиться от усвоенных в родительской семье негативных жизненных сценариев. Для него важно научиться принимать помощь и поддержку. А также почувствовать, что он может справляться с трудностями и делать хорошие и добрые дела. Целью моей работы стала психокоррекция девиантного поведения ребенка. Задачи: развивать эмоционально-волевую сферу, творческое мышление, а также навыки рефлексии.
Терапия
Работа на песке началась с подробного знакомства с песочницей. Павел охотно изучил большинство режимов. Ему очень понравился режим «День и ночь». Свою работу я построила на интересе мальчика к детской Библии, которую он недавно прочитал и был под впечатлением от этой книги. Мы обсудили с ним то, что удивило его в прочитанном. И с использованием понравившегося ему режима Паша разыграл свою первую историю. Он стал создавать космическое пространство. Выбрал и поставил фигуру Создателя (Бога) в поле «день». Также в его сюжете появились фигуры похитителей космических тел и их главарь. Изначально он поместил их в поле «Ночь». И объяснил, что они похищают звезды и космические тела, чтобы в мире была вечная тьма. По мере развития сюжета главарь и его подручные были схвачены Хранителем и посажены в тюрьму, которая располагалась в поле «День» — на светлой стороне песочного поля.

Когда строительство картины было завершено, я спросила его: «А что теперь делать с тремя похитителями, посаженными в тюрьму?». Он ответил, что они исправились, их можно выпустить. А затем построил для них в песочном поле деревню, «обеспечил» игрушечной техникой. Они стали возделывать землю
и разводить скот. Впрочем, главаря банды Паша решил оставить в тюрьме
пожизненно. Обсуждая итоги встречи, мальчик много рассуждал о притяга-
тельности зла. И пришел к выводу, что провинившейся человек может исправиться, если сам этого захочет.
Мальчик много рассуждал о притяга-
тельности зла. И пришел к выводу, что провинившейся человек может исправиться, если сам этого захочет.
На следующем занятии я предложила мальчику разыграть в песочнице фрагмент сюжета его любимой сказки. Паша выбрал сказку «Колобок», но исполнил ее в своей собственной интерпретации. Он выбрал фигуры деда
и бабы, построил для них дом. Баба испекла Колобка и положила его на окно остывать, а Колобок укатился от них погулять. И поочередно встретил на своем пути зайца, медведя, лису и носорога. Каждому животному Колобок пел песню и успешно убегал. Но после того, как
он ушел от носорога, случилось непредвиденное. Своей хитростью и ловкостью Колобок разозлил зверей. Они объединились в компанию и вчетвером перекрыли ему дорогу домой. Колобок растерялся и не знал, как ему посту-
пить. Но в итоге ему хватило смекалки, смелости и силы развернуться и сбежать от разъяренных зверей. В результате Колобок вернулся в дом
к деду и бабе и стали они жить долго и счастливо.

Наблюдая за эмоциями, с которыми Паша воплощал свой замысел, я видела, что он доволен: ему очень нравилось участвовать в творческом процессе. Он был внимателен к деталям, тщательно выбирал под свой замысел фигуры и
режимы песочницы. Хорошо, что он не стал ограничивать себя шаблоном общеизвестной истории. И особенно важно, что через воплощение сказки
мальчик «отыграл» свою собственную историю жизни: прожил в игре последствия встречи с «плохой компанией» и смог переиграть этот сценарий на благополучный.
В сказке мальчик прожил последствия встречи с «плохой компанией» и смог переиграть этот сценарий на благополучный.
Результаты


После окончания наших занятий с Пашей в его реальной жизни произошли
следующие изменения. У него появилась мечта стать тренером, он начал заниматься спортом: греко-римской борьбой и футболом. Ушел из плохой компании, перестал бродяжничать и воровать. Значительно улучшил свои успехи в школе: закончил четверть с тремя тройками, тогда как раньше существовал риск, что он останется на второй год.